Петухова Светлана Васильевна | Заведующая Детской поликлиникой | т. 3-27-52 |
Клемчук Наталья Михайловна | Психиатр | т. 3-27-98 |
Шагилова Марина Юрьевна |
Педагог-психолог Центра реабилитации подростков |
т. 3-46-83 |
Курбанова Марина Анатольевна |
Педагог-психолог Центра реабилитации подростков |
т. 2-13-36 |
Рекомендации родителям по воспитанию детей
Обзор лучших практик организации антинаркотической работы в субъектах Российской Федерации Профилактика наркомании Как защитить ребенка от интернет-рисков РОДИТЕЛЯМ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВПамятки, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
1. Влияние на подростка может быть только опосредованным! Необходима смена тактики со стороны взрослого, при этом необходимо сохранить общую закономерность отношений с ребенком несмотря на то, что родитель с возрастом ребенка меняется. Если родитель не желает изменить свою тактику отношении с ребенком, дальнейшая помощь психолога бесполезна. Запреты на подростка не действуют!
Примеры опосредованного влияния: " …я
2. Круг общения формирует личность подростка. Необходимо знать друзей вашего ребенка и знать их влияние! Важно выбрать сферу деятельности. Не подсовывайте "хороших" детей в друзья — пока не поменяли сферу деятельности. Hе запрещайте дружить с "плохими" детьми, приглашайте их домой, постарайтесь узнать их. Понимание плохого относительно!
Помните, у подростка на первом плане – эмоции! Подросток не должен бояться и избегать дома! Нельзя лишать подростка даже "плохих" друзей (можно ограничиться бормотаньем под нос — "хорошо, что ты хоть этого не делаешь").
Страшно, если у подростка нет друзей!
Золотое правило подростка – дружба! (здесь закладываются такие черты характера, как преданность, надежность).
3. Авторитет родителей падает – это надо принять как должное! Кризис пройдет и авторитет восстановится. Не допускать фраз «ты почему мне хамишь?», «что ты себе позволяешь?»
Подросток не должен быть всегда готовым к схватке. Родителем нужно устраниться. У подростка «рога, колючки», ему надо кого-то колоть. Лучше отодвинуться.
Нельзя родителям искусственно повышать свой авторитет! Подросток- тест на психологическую зрелость родителей.
4. Мораль послушания меняется на мораль равенства. Поставьте ребенка рядом с собой.
5. Жизнь родителей не для детей, а рядом с ними! Жизнь родителей не должна быть растворена в ребенке.
6. Необходимо сократить личное свободное время подростка! (лежание на диване, балдение). Личное, свободное время подростка: 40 часов в месяц норма, 70-60 часов в месяц — фактор риска! 120 и более — асоциальное поведение!
7. Переложите часть доступных забот на подростка. Позвольте ему (ей) подработать так как физическая усталость и экономическая независимость –лучшее лекарство. Подросток должен чувствовать, что работает на себя.
Взрослость — это наличие ответственности!
Родитель подростку: «Ты хочешь быть взрослым? Пожалуйста, вот круг твоих обязанностей!». Но подросток должен чувствовать себя уверенно. Вы должны его научить, что чего стоит.
8. Время, затраченное на педагогическое воспитание подростка не пропорционально результату!
Родитель воспитывает собой, а не методикой.
9. Обеспечьте эмоциональный баланс. Если нужно, снимите душевный груз, облегчите школьные проблемы, приблизьте ребенка к дому, где Вы — его духовник.» Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Дом — мое убежище». Ребенок запрограммирован на отметки. Нельзя приучать бояться плохих отметок.
Ребенок должен сам для себя выписывать отметки, контролировать себя. Ребенок не должен бояться ходить в школу. Главная заповедь «Не ври, не бойся!».
10. Устраните режим сетования и брюзжания. Подростку этот груз не под силу. Настанут лучшие времена. Ваше настроение улучшиться, а подросток превратится в пессимиста и циника и никакие перемены к лучшему не изменят его характера.
11. Не оправдывайте худших ожиданий своих детей! Ребенок знает, что за хорошее его ждет конфетка, за плохое – наказание. Подросток психологически готов-наказание не достигает цели. Необходимо изменить тактику. Не допускайте сцен после родительского собрания, так как подросток ждет сцены.
Запомните не ругайте подростка в присутствии подростка, не ругайте подростка по ситуации, не унижайте по привычке.
Самое «тупиковое» и ужасное наказание — не разговаривать, дуться.
12. Не надо становиться на точку зрений подростка. Если она не совпадает с Вашей, надо предполагать, как он относится к Вашей. Правильнее подобрать аргументы и постараться убедить. Подросток не может быть арбитром. Его мнение по возможности учитывается.
13. Кризис подростничества – нормативность.
Помните — улучшение и стабилизация наступят.
14. «Жалейте, балуйте детей, потому что никто не знает, какие несчастья их ждут в будущей жизни» (М. Булгаков).
«Балуйте» в психологическом смысле значит счастье — когда тебя понимают.
Отношение к подростку должно быть щадящим, с расчетом на его подростка, возможности.
15. ''Думай положительно». Одна мысль, что все будет хорошо дает положительный потенциал (Энергия следует за мыслью), у ребенка не создается комплекса неудачника. Не сдержавшись в агрессии, мы получаем отпетую агресс.ию
16. Основная, проблема подростка — уподобление по мыслям Подростки уподобляются друг другу, близким взрослым. Идет психологическая пересадка мыслей, далее абстрактное реформаторство (т.е. всегда негативные ответы на все проблемы, жизнь представляется в черно-белом варианте). Но все-таки в жизни подростков больше вопросов, чем ответов «Кто я? Какой я?» Если подросток не находит ответов — тупик (возможны попытки самоубийства). Всеобщее отрицание часто переходит в форму «меня никто не любит».
17. Проблема полового просвещения.
Половое воспитание не равно половому просвещению. Половое воспитание девочки, как будущей женщины, мальчика — как будущего мужчины идет с рождения. Половое просвещение должно соответствовать возрасту ребенка. Помните — подросток сам никогда не задаст вопросов.
Всю необходимую информацию он должен получить от специалиста, из литературы. Задача родителей — помочь ему в получении информации.
18. Подростки отличаются психологией бунтарства. Они — революционеры (все плохо, всё надо разрушить, построить хорошее) Необходимо эту энергию направить в полезное русло (спортивные секции, коллективное созидательное действие).
Подросток ищет авторитет. Взрослые впадают в крайности одни морально устаревают (не понимают своего выросшего ребенка), другие начинают подыгрывать «играть в молодость». В результате подростки начинают уходить в себя, стесняться своих родителей.
Надо — быть компетентным лицом, иметь свое мнение на все вопросы, тогда подросток сам придет к Вам.
19. Запомните! Не только дети разочаровывают родителей, но и родители – детей.
20. Не должно быть процедуры посвящения во взрослость. Подросток сам ощутит порог «Все, я взрослый».
21. У подростка не слабость воли, а слабость цели. Необходимо обеспечить -далекую перспективу (на год, на 5 лет).
22. Обеспечьте автономию подростку. Считайтесь с его желаниями.
23. ВЫВОД: одичание детей — результат одичания взрослых.
Зачисление (отчисление) в ГПД производится по желанию родителей (законных представителей), на основании их заявления и приказа директора образовательного учреждения. Заявления о зачислении детей в ГПД принимаются в мае текущего года. Наполняемость группы - 25 человек. Группы укомплектованы из обучающихся одного класса или смешанные группы из обучающихся нескольких классов. Учащихся из группы продленного дня забирают родители (законные представители), или их доверенные лица (на основании заявления родителей (законных представителей), с указанием ФИО доверенного лица). Не рекомендуется забирать ребенка во время занятий. Это срывает учебный процесс и неблагоприятно сказывается на эмоциональном настроении ребенка. В случае если по решению родителей (законных представителей) ребенок уходит из ГПД самостоятельно, необходимо предоставить воспитателю заявление (на имя директора школы), содержащее фразу «ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, беру на себя».
, помните, если ребенок идет домой один, вы подвергаете его опасности. Во всех учебных кабинетах обеспечен питьевой режим, имеются аптечки для оказания первой медицинской помощи. В школах работает школьный врач – педиатр и медицинская сестра; медицинский кабинет функционирует по графику. ГПД работает в тех же учебных кабинетах, в которых дети учатся в первой половине дня. Также используются физкультурный и актовый залы, библиотека и другие учебные помещения. Дети носят сменную одежду для занятий в ГПД и для прогулок.
Организацию деятельности учащихся групп продленного дня, планирование их работы, ведение установленной документации осуществляет воспитатель. Важная специфика ГПД – это правильная организация второй половины дня ребенка. Большое внимание уделяется режимным моментам, ведь надо восстановить работоспособность ученика. Ребята гуляют, затем выделяется время на выполнение домашних заданий. Воспитатели стараются оказать помощь в воспитании навыков самостоятельности в обучении. Одним из важнейших видов познавательной деятельности в условиях ГПД является самоподготовка. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго определенное время под руководством педагога-воспитателя. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. Самоподготовка – это не урок. Это форма обучения, не смотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Особое место в режиме групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы). Главное, чтобы свободное время ребенка не превратилось в рабочее или просто в скучное и рутинное «отбывание». Задача воспитателей — сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. У наших воспитателей есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий. Обязательной составной частью общего распорядка дня в гпд являются спортивные часы, занятия на воздухе, игры, соревнования. Большое количество спортивных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, позволяет удовлетворить потребность детей в движении, активном отдыхе. Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки проводятся спортивные часы в каждой группе. В содержание динамических занятий входят: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты.
Большое внимание в группах продленного дня уделяется воспитанию навыков безопасности жизнедеятельности. Это игры, конкурсы, беседы на темы личной гигиены, правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, умения вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В школе большой спектр разнообразных кружков и секций, которые ребенок может посетить во второй половине дня. Таким образом, группы продленного дня в школе – это не просто место, где ребенок находится после уроков, это особая воспитательная среда, где ребенок реализует свой интеллектуальный, творческий и спортивный потенциал.